Главная » АКАДЕМИЯ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО |
Эффективное развитие интеллектуально-творческого потенциала детей невозможно без целенаправленной работы по формированию их базовых навыков («навыков будущего»): умений работать с информацией, выстраивать эффективные коммуникации, нестандартно мыслить. Ведущей развивающей технологией в этом направлении, бесспорно, является проектно-исследовательская деятельность, которая и стала основой представляемой образовательной практики.
Академия навыков будущего – это система мероприятий, направленная на развитие проектных и информационно-коммуникативных умений детей, родителей и педагогов посредством использования активно-деятельностных форм обучения.
Идея практики - участник Академии за два дня в режиме Школы юного исследователя осваивает теоретические основы проектной деятельности, отрабатывает на практике полученные знания;затем получает консультационную поддержку на этапе разработки и реализации проекта и возможность презентовать результаты своей деятельности на специально организованных конкурсных мероприятиях.
Цель практики – поддержка и развитие интеллектуально-творческих способностей детей, проектных компетенций родителей и педагогов в рамках Академии навыков будущего.
Характерная черта практики – возможность обучения для всех желающих без ограничения возраста, возможность открытия обучающих мастерских на базе других учреждений (по запросу), повышение значимости интеллектуально-творческого труда участников посредством привлечения специалистов из других межведомственных организаций к оцениванию продуктов проектно-исследовательской деятельности.
Академия навыков будущего ежегодно начинает свою работу в период осенних школьных каникул. В эти дни дети и взрослые имеют возможность пройти двухдневный курс обучения в Школе юного исследователя. Школа проводится на базе Центра в режиме секционной работы с использованием интерактивных форм обучения илина базе других учреждений в форме мастерских в удобное для них время. Продолжительность занятия в одной секции составляет 25 минут. Каждая из секций направлена на решение определенных задач:
- секция «Азбука общения» - формировать способность грамотно выражать свои мысли, познакомить детей с приемами саморегуляции и снятия волнения при подготовке к выступлению;
- секция «Теория исследования» - познакомить с основными понятиями и этапами исследовательской деятельности, научить ставить цели, определять задачи исследования, планировать действия по разработке проекта;
- секция «Структура проектной работы» - научить правильно оформлять проектную папку, познакомить с требованиями к оформлению печатного варианта исследовательской работы;
- секция «Компьютерная презентация проекта» - научить работать в программе PowerPoint, познакомить с требованиями к оформлению презентации.
- секция «Развитие способностей» - знакомство с приемами развития логики, работоспособности, памяти.
Знания и умения, полученные в тематических секциях Школы, участники применяют при разработке проектно-исследовательских работ. Важной составляющей Академии навыков будущего является консультационное сопровождение участников в процессе разработки и реализации проектов, предоставление возможности для презентации результатов как на локальном (научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - с 2010 г.), так и на городском уровне (городской конкурс проектно-исследовательских работ художественной направленности «Творческий потенциал Норильска» - с 2014 г.).
Взаимодействие в рамках реализации программы Академии с другими учреждениями и организациями города позволяет обеспечить расширение социального и образовательного пространства участников.
Результаты практики представлены в форме программ секций, презентаций, информационной и справочно-аналитической продукции, фотоматериалов, сценарных материалов, банка проектно-исследовательских работ, индивидуальных общеобразовательных программ.
Образовательные продукты проектно-исследовательского характера, экспертами которых выступили социальные партнёры, успешно представлены на городских, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.
Опыт перспективен, неоднократно представлялся как в педагогическом сообществе города, так и за его пределами.
Участники Академии демонстрируют заинтересованность в проводимой работе и достигают высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности.
Кураторы практики: Мартынова Светлана Юрьевна, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», Токарева Ирина Юрьевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы».
Информационная карта успешной практики
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
№ п/п |
Параметры описания |
Содержание |
I. Общие сведения |
||
1. |
Название практики |
Академия навыков будущего |
2. |
Учреждение
|
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» |
3. |
Субъекты взаимодействия (сотрудничества) |
|
4. |
Начало реализации |
октябрь 2010 |
5. |
Форма организации образовательной (просветительской) деятельности |
Тематические секции и мастерские: «Азбука общения», «Теория исследования», «Структура проектной работы», «Компьютерная презентация проекта», «Развитие способностей»; консультация; конкурсная практика |
6. |
Масштабность
|
Успешная практика реализуется в масштабе группы образовательных учреждений: 8 образовательных учреждений - охват целевой аудитории с 2013 по 2018 – 305 учащихсяшкольного возраста 52 родителей, 32 педагогических работников |
7. |
Результативность успешной практики: |
|
7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам |
2013 – 54 чел. 2014 – 54 чел. 2015 – 51 чел. 2016 – 70 чел. 2017 – 34 чел. 2018 – 42 чел. |
|
7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)
|
1. Научно-практическая конференция учащихся Центра «Шаг в будущее»:
2. Городской конкурс проектно-исследовательских работ художественной направленности «Творческий потенциал Норильска»:
3. Городской конкурс проектных работ «Норильские Кулибины»:
4. Всероссийские конкурсы проектно-исследовательских работ учащихся МАН («Первые шаги в науку», «Юный исследователь», «Созидание и творчество», г.Обнинск):
5. Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Достижения юных» - 1 победитель 6. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Таланты России»:
7. Всероссийская олимпиады школьников:
8. Другие дистанционные конкурсные мероприятия всероссийского уровня:
9. Международные конкурсы детских исследовательских работ («Мои первые открытия», «Твори! Участвуй! Побеждай!» и др.):
|
|
8. |
Межведомственное взаимодействие |
Организации, подведомственные Управлению культуры Администрации города Норильска:
Организация, подведомственная Министерству культуры Красноярского края: - КГБ ПОУ «Норильский колледж искусств». Форма взаимодействия - участие представителей организаций в составе экспертных групп городского конкурса «Творческий потенциал Норильска» |
9. |
Поддержка успешной практики
|
Реализация успешной практики поддерживается: - Управлением общего и дошкольного образования Администрации города Норильска; - с 2010 по 2012 годы - филиалом ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» в городе Норильске; - в 2016-2017 учебном году – ПАО «ГМК «Норильский Никель» в рамках реализации грантового проекта Центра «Познаем. Исследуем. Творим» |
10. |
Сетевое взаимодействие |
- МБОУ «СШ № 33» – проведение городского конкурса проектно-исследовательских работ художественной направленности «Творческий потенциал Норильска» с 2010 по 2016; - МБДОУ «Детский сад № 92 «Облачко» - помощь в организации семинаров, мастерских для родителей, участие в городском конкурсе проектов; - МБУ ДО «Дом детского творчества» района Кайеркан - работа в экспертной группе конкурсов, освещение мероприятий в СМИ |
11. |
Распространение успешной практики |
- декабрь 2012 - Развитие творческого потенциала детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей: сборник научных статей / под. Науч. Ред. С.В. Астраханцевой. – Белгород, 2012. – 92с. (ISBN 978-5-9902066-8-7) - апрель 2013 – Выступление на Городских педагогических чтениях по теме: «Системно-деятельностный подход к организации работы научного общества обучающихся МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» района Талнах»; - 01.03.2016 - 28.02.2017 - грантовая поддержка ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в рамках конкурса социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей»; - май 2017- обобщение опыта на городском уровне по теме: «Система методической деятельности МБУ ДО «ЦВР» по развитию проектно-исследовательских компетенций учащихся»; - октябрь-декабрь 2017 – городской мастер-класс методической команды по теме: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся средствами проектно-исследовательской деятельности: организационно-методические подходы и условия достижения результатов»; - публикации статей педагогов из опыта проектной деятельности с учащимися на Интернет-ресурсах; - ноябрь 2016 - статья «Академия навыков будущего» в № 7 бюллетеня «Методический вестник» ГМО методистов УДО г. Норильска; - 23.02.2017 - статья в газете «Заполярный вестник» «Вырастить чудо-дерево и поймать русалку» |
12. |
Риски при реализации успешной практики
|
Риски:
Для компенсации негативных последствий рисков предусматривается:
|
II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации |
||
1.
|
1.1. Описание успешной практики: |
|
- актуальность
|
Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей является одной из приоритетных задач российского государства. Решение её невозможно без целенаправленной работы по формированию базовых навыков подрастающего поколения («навыков будущего»): умений работать с информацией, используя современные технологии, выстраивать эффективные коммуникации, нестандартно мыслить. Ведущей развивающей технологией в этом направлении, на наш взгляд, является проектно-исследовательская деятельность. Актуальность успешной практики по развитию проектно-исследовательских компетенций учащихся связана с многолетней результативной организацией работы по обеспечению условий для выявления и поддержки способных и одаренных учащихся, развития их коммуникативных умений, самореализации в рамках организации работы Академии навыков будущего |
|
- цели и задачи
|
Цель: поддержка и развитие интеллектуально-творческих способностей детей, проектных компетенций родителей и педагогов. Задачи:
|
|
- прогнозируемые образовательные результаты и эффекты |
Образовательные результаты:
повышение качества продуктов проектной деятельности и увеличение результативности участия детей в конкурсах проектно-исследовательских работ разного уровня Социальный эффект:
|
|
- уникальность |
Уникальность и самобытность практики – активно-деятельностный подход к организации образовательной среды: секционная работа ориентированная как на изучение теории, так и на практическую отработку полученных учащимися знаний в интерактивной форме. Конкурентные преимущества успешной практики–возможность обучения для всех желающих без ограничения возраста, возможность открытия обучающих мастерских на базе других учреждений (по запросу), консультационная поддержка участников на этапе разработки проектов; повышение значимости интеллектуально-творческого труда участников посредством привлечения специалистов из других межведомственных организаций к оцениванию продуктов проектно-исследовательской деятельности |
|
- практическая значимость |
Практика направлена на использование активных форм развития мотивированных на проектно-исследовательскую деятельность детей, педагогов, родителей. Принципиальная позиция определяется тем, что целенаправленно организованная работа с детьми и взрослыми способствует развитию интереса детей к поисковой деятельности, мотивации их к познанию и творчеству, достижению значимых результатов и личностному росту, позволяет совершенствовать профессионально-личностные компетенции педагогов, включить родителей в интеллектуально-творческое сообщество. Взаимодействие с другими учреждениями и организациями города обеспечивает расширение социальной практики, что актуально в условиях территориальной изолированности города Норильска |
|
- возраст обучающихся |
дети от 6 лет |
|
- особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика |
мотивированные на проектно-исследовательскую деятельность дети и их родители |
|
- охват обучающихся |
в среднем – от 2 до 5% |
|
- основные этапы реализации
|
- январь 2010-апрель 2012 - научно-исследовательский проект опытно-экспериментальной площадки на тему: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования»; - сентябрь 2012- март 2016 – работа в режиме функционирования учреждения; - 01.03.2016 - 28.02.2017 – апробация новых форм организации деятельности в рамках реализации грантового проекта «Познаем. Исследуем. Творим»; - 01.03.2017 по настоящее время – продолжение работы в режиме функционирования учреждения |
|
1.2. Методы и технологии |
- технология проектной деятельности; - технология проблемного обучения; - технология развития творческих качеств личности |
|
2. |
Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся |
Проект (исследовательский, творческий, социальный и др.) Место презентации: конкурс, конференция (очный и дистанционный форматы) |
3. |
Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми |
Секционная работа Консультационная поддержка Конкурсная практика |
4. |
Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики |
|
5. |
Условия реализации и ресурсы: |
|
5.1. Комфортность, доступность образовательной среды
|
В процессе деятельности обеспечивается эргономичность образовательной среды. Помещения для работы соответствуют СанПиН, содержанию проводимой практики, обеспечивают сохранение физического здоровья учащихся. Профессионально-личностные качества организаторов практики обеспечивают комфортную, эмоционально-благоприятную рабочую атмосферу для участников |
|
5.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении |
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы с учетом возрастных особенностей учащихся на основе разработки тематических программ секций и индивидуальных общеобразовательных программ |
|
5.3. Кадры
|
В реализации успешной практики занят коллектив общей численностью 31 человек. В составе коллектива: педагогические работники – 28 чел. |
|
5.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы
|
Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБУ ДО «ЦВР». Используется следующее оборудование: - учебные столы и стулья по количеству участвующих в мероприятиях учащихся; - микрофоны; - микшерский пульт; - копировально-множительная техника. Используется следующее программное обеспечение: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint. Используются следующие цифровые ресурсы: - комплект: интерактивная доска, мультимедийный проектор; - экран для проектора – 2 шт.; - мультимедийный проектор – 2 шт.; - ноутбук – 2 шт.; - ПК – 11 шт. |
|
5.5. Объемы и источники финансирования
|
Финансирование практики осуществляется из местного бюджета в пределах выделяемых ассигнований на содержание учреждения и заработную плату работников. Привлеченные средства – грантовая поддержка ЗФ ПАО «ГМК «Норильский Никель» в объеме 422900,00 руб. |
|
5.6. Авторские права на успешную практику принадлежат |
Без ограничений |
|
6. |
Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики |
|
- Фамилия Имя Отчество |
Токарева Ирина Юрьевна |
|
- должность |
заместитель директора по научно-методической работе |
|
- телефон (раб.) |
8(3919) 37-44-75 |
|
- адрес электронной почты |
mbu.do.cvr@yandex.ru |