Мамоева Элина,
учащаяся вокального коллектива «Какаду»
На протяжении трех лет я с огромным интересом знакомилась с инструментальной, песенной и игровой культурой коренных малочисленных народов Таймыра. Результатом знакомства стали три проекта: «Песенное творчество народов Таймыра» (2015), «Музыкальные инструменты народов Таймыра» (2016), «Игры северного стойбища» (2017). Мне очень хотелось продолжить работу в этом направлении, и я выбрала до сих пор незнакомую для меня тему «Традиции коренных народов Таймыра: их специфика и особенности».
И вновь добывать необходимые знания по теме проекта, мы с моим руководителем Галиной Николаевной Сидоренко, поехали в г. Дудинку.
Я выбрала новую для меня форму работы: интервьюирование и съемка на видеокамеру. С некоторыми из наших будущих респондентов, представителей коренной национальности, проживающих в Дудинке, мы заранее договорились об интервью. Но были и такие, кто согласился ответить на наши вопросы без подготовки. Таким образом, нами был собран двухчасовой рабочий видеоматериал по теме проекта.
Начала я свое исследование с того, что взяла интервью у восьми жителей коренной национальности в возрасте от 23 до 68 лет, и учащихся (ненцев) 8-9 лет школы - интерната. Для того чтобы выяснить, насколько они осведомлены в теме моего проекта, я задавала всем одни и те же вопросы:
- кто вы по национальности;
- в каком поселке Таймыра вы родились, и где прошло ваше детство;
- какие традиции соблюдали ваши бабушки, дедушки и родители;
- передавали ли они детям эти традиционные знания;
- расскажите, какие обряды проводились в ваших поселках, и принимали ли вы в них участие;
- сохранилась ли традиционная обрядовая культура в настоящее время в поселках Таймыра;
- как сохраняется традиционная обрядовая культура в настоящее время.
И как приятно было слышать похвалу от старшего научного сотрудника Таймырского краеведческого музея, нганасанки, внучки последнего нганасанского шамана Тубяку Костеркина, Лидии Кундулеевны Аксеновой, что мы собрали бесценный материал, и занимаемся очень важной и нужной работой.
Традиционно мы посетили Таймырский краеведческий музей, городской центр народного творчества, окружную библиотеку г. Дудинка. Я твердо убеждена в том, что все то, о чем рассказали нам наши собеседники, должно быть подтверждено в информационных источниках.
В процессе общения с представителями коренной национальности я поняла, что традиции и обычаи на Таймыре сформировались и сложились в результате отбора на протяжении длительного времени. В них отражается исторический путь развития народа, его стремления и чаяния. Жизнь коренных жителей Таймыра отличается от жизни остальных территорий России. Им приходится в жгучую стужу за сотни километров от жилья выслеживать зверя в тундре, перегонять стада оленей на новые пастбища, часто оставаясь один на один с суровой природой. Поэтому было очень важно соблюдать те обычаи и традиции, которые позволяли человеку выжить.
Воспитатель школы – интерната, долганка по национальности, Полина Устиновна Федосеева ярко выразила основную идею моего проекта, напомнив нам стихотворение долганской поэтессы Огдо Аксеновой «Древний обычай»:
Хочешь охотником быть, мой сын?
С детства запомни обычай мужчин,
Он до тебя установлен веками:
Первой добычей со стариками
Беспрекословно делись,
Не жалей первой удачи своей.
Гостю отдай, не жалея, вторую.
Истину с детства запомни простую:
Сколько отдашь старикам и друзьям,
Столько добудешь охотою сам.
Подробно со всей собранной информацией я познакомлю своих сверстников на научно-пратической конференции, которая состоится в конце января.
|